Сегодня доставка любой посылки или письма курьерской службой – синоним скорости и высокого качества услуг. Курьерская служба доставки по России может организовать передачу посылки за тысячи километров, даже в один день. Не говоря уже в рамках одного города. Поэтому, данная услуга актуальна для различных компаний, частных лиц и особенно востребована интернет-магазинами.
Но так было далеко не всегда. Первыми курьерами можно смело назвать гонцов. И все отлично помнят, что случалось с тем посланником, который приносил плохую весть – ему отрубали руку. Вряд-ли, учитывая все перспективы, в курьеры в те времена стояла очередь. Ведь он запросто мог и жизни лишиться. Об этом даже Пушкин писал в своей «Сказке о царе Салтане». Там дело обстояло так:
«…В гневе начал он чудесить
И гонца велел повесить…»
Ещё лет 150-200 назад, курьерская служба доставки по России была крайне медленной. Посылка или письмо, которые можно было отправить из одного города в другой с ямщиками или почтовыми, могли идти несколько лет. И большой удачей считалось, если они приходили за полгода. Это было очень быстро.
Сейчас жизнь идёт на совершенно других скоростях. В том числе и в вопросе доставки курьерских отправлений. Для многих бизнесов, это позволило существенно расширить свои рынки сбыта. Заказы из интернет-магазинов с курьерской доставкой, разлетаются по всей стране и быстро приходят даже в самые удалённые регионы.
Но, окунёмся в историю. Ведь там так много интересного. И это точно стоит внимания.
Курьерская доставка в стране Инков
Цивилизация Инков в Южной Америке занимала обширную территорию и одним из её значимых достижений, была именно отлично организованная курьерская служба. Она была реализована за счёт разветвлённой сети дорог, на которых каждые 7,2 километра обязательно были указатели с расстоянием до ближайшего поселения. В каждые примерно 25 километров, были сооружены специальные станции, на которых путешественники могли отдохнуть. А вот специальные станции, предназначенные для курьеров, были на пути значительно чаще. Их размещали с интервалом 2,5 километров.
Курьеры у инков назывались часки. И передавали они не только письма или посылки, но и устные сообщения. Причём, проходило это по эстафете. Прибыв на станцию, курьер передавал груз, который у него был, вне зависимости от его характера, своему отдохнувшему коллеге и тот отправлялся в путь. Процесс этот был круглосуточным и посылки доходили на расстояние до 2000 километров, менее чем за 5 суток.
Курьерские службы в царской России
Курьерская служба доставки по России в древние времена, также заимствовала у инков принцип эстафеты. На освоенной части страны, в XVII-XX веках, была построена целая сеть почтовых станций. Они служили местом отдыха для правительственных курьеров, а также других служащих, которые отправлялись в неблизкий путь по государственным делам. На них можно было устроиться на ночлег, или просто поменять лошадей, чтобы не загнать животных в пути. Ямщики, отправляясь из одного города в другой, часто брали с собой различные посылки. Но воспользоваться их услугами могли далеко не все, так как плата была достаточно высокой. Поэтому, такая курьерская доставка была доступна либо состоятельным людям, либо осуществлялась ввиду государственных интересов.
Относительно специализированной службы, то впервые она была создана на Руси ещё в XIII веке. Название у неё было «ямская гоньба» и в те времена, профессия ямщика была одной из самых массовых и почитаемых. Без существенных изменений эта служба работала вплоть до XIX века.
Характерные и современной курьерской службе доставки по России, она приобрела с XVI века. Именно тогда, для улучшения учета, была введена персональная доставка гонца за корреспонденцию и посылки, которые ему было вверено доставить. А на самих отправлениях начали ставить специальные «отметы», которые послужили прообразом почтового штемпеля. Позже, на них начали указывать персональные данные гонца, а также даты отправки и доставки документа или посылки.
В средине XVII века, почтово-курьерская служба вышла за пределы территории России. Сначала был проложен маршрут в Ригу, а немногим позже – в Вильнюс. Таким образом, впервые была налажена почтово-курьерская связь с Европой.
Существуют и другие, ключевые даты, которые важны в историческом разрезе:
- 11.1710 года, Император Петром I подписал указ, согласно которому был организован специальный курьерский маршрут Санкт-Петербург – Москва;
- 03. 1716 года тот же Петром I, утвердил создание Всероссийской военно-полевой курьерской службы;
- С 1783 года на территории России появились стандартные тарифы на почтовые доставки. Стоимость зависела от веса отправления и расстояния до получателя;
- С 1837 года перевозка почты начала осуществляться в том числе и по железной дороге. Стоит упомянуть, что Россия стала первой страной, в которой железнодорожное сообщение для почтовых нужд, стало задействоваться на постоянной основе.
Уже в начале XIX века, услуги почтово-курьерской службы доставки по России стали настолько востребованными, что существовало примерно 500 учреждений, оказывающих данные услуги. А количество курьеров, состоявших в них на службе, составляло примерно 5 тысяч человек.