Большинство людей, ежедневно производящих расчеты пластиковыми картами за товары и услуги, даже не подозревают, что процесс имеет вполне определенное название – эквайринг. Конечно, незнание этого слова никак не влияет на способность и возможность пользования гражданами этой технологией. Но определение есть и, хотя бы ради расширения собственного кругозора, знать его полезно. Тем более что за ним стоит труд очень многих инженеров, ученых, математиков, финансистов. Их усилиями сложная в технологическом и организационном плане процедура, стала обыденной практикой.
Определение
Способ безналичной оплаты услуг и товаров, осуществляемый с помощью платежных карт называется эквайринг. Осуществляется посредством использования специальных устройств (платежных терминалов), которые взаимодействуют с банками-эквайерами через средства современной связи.
Проще говоря, оплата карточкой на кассе в магазине, съем наличных денег в банкомате, перечисление денег за товар в интернет магазинах с использованием реквизитов банковской карты – все это эквайринг.
История
К середине XX века стала остро ощущаться необходимость в создании надежного способа оплаты, альтернативного наличному расчету. Это было обусловлено увеличением числа расчетных операций в бизнесе, услугах, торговле, где традиционная оплата деньгами тормозила скорость обслуживания и продаж.
Пионерами в использовании платежных карт были американцы. Первые карточки представляли собой бумажные прямоугольники с данными владельца, они переписывались кассиром на квитанцию. Затем бумажный носитель заменили пластинкой из металла, с теми же данными, но уже выдавленными в нем. Появление в 40-х годах импринтеров, специальных копировальных устройств, существенно ускорило процесс. Теперь данные копировались на чек оплаты механическим устройством.
При всей своей архаичности, импринтеры и сейчас не забыты. Некоторые организации используют их на случай сбоя связи, отключения электроэнергии, как резервные устройства.
В 50-е годы Выпуск карты BankAmericard знаменовал собой появление нового платежного инструмента. Популярность карте придавал, обеспеченный банком, фиксированный кредит.
Знаменитая компания American Express выпустила свою первую карточку в 1958 году. Через год, почти полмиллиона человек могли расплатиться ей в 32 тыс. организаций, заключивших договор безналичного расчета с банком.
Однако все это можно было считать только локальными успехами. Повсеместное внедрение безналичного расчета картами прямо зависело от прогресса в области коммуникаций. Оптоволоконная, мобильная, спутниковая связь, наконец, Интернет, обеспечили настоящий прорыв этой технологии, подготовили почву для ее глобального внедрения.
Виды
- Торговый эквайринг. Магазин, точка, любая торговая организация заключает с банком соглашение о безналичном расчете. Оплата принимается через POS – терминалы, количество которых учитывается договором сторон. Отличительной чертой этого вида эквайринга является обязательное присутствие продавца, кассира при осуществлении операции.
- Интернет эквайринг. POS – терминал здесь не используется, работает загруженная в компьютер программа. В этой схеме безналичного расчета, кроме банка-эквайера, интернет магазина и покупателя, участвует провайдер платежного сервиса (процессинговый центр). Он отвечает за обработку информации и обеспечивает ее конфиденциальность.
- ATM – эквайринг. К этому виду относится съем наличности через банкоматы и оплата услуг посредством специальных стоек – терминалов, их все больше становится в помещениях банков, почт и торговых центров. Здесь клиент расплачивается тоже карточкой, но уже без участия кассира, только выбирая определенный набор команд.
- Мобильный эквайринг. Технология позволяет осуществлять оплату банковской картой со своего планшета или смартфона. Здесь тоже не обойтись без устройства считывания, оно называется mPOS – терминал. Этот картридж может подключаться к гаджету через USB – порт или разъем аудио. Квитанция приходит на эл. почту или на смартфон.
Технология эквайринга постоянно развивается, уменьшается время обработки информации, совершенствуется защита персональных данных. Поэтому, в ближайшем будущем, вряд ли на смену ей придет что-то новое.